ЛЫЖНЯ В ХРАМ
В Деденеве уважение к мертвым обернулось ненавистью к живым
Спасо-Влахернский монастырь стоит на вершине холма в самом центре
поселка.
Его колокольню видно отовсюду.
С колокольни, в
свою очередь, видны все местные достопримечательности - главные
горнолыжные трассы Подмосковья: станция Турист, поселок Деденево.
С некоторых пор эти закоулочки стали особенно популярными. Горные
лыжи в почете, важные персоны вслед за президентом едут сюда отдохнуть. И
дмитровская земля в одночасье сделалась дорогой - за нее развернулись
нешуточные сражения. Естественно, появились лишние люди, которым больше не
находится места в престижном поселке. Монастырь в этой сваре за землю
играет не последнюю роль.
Галина Героева много лет
проработала в местном пансионате для ветеранов. С мужем и детьми начали
строить неподалеку собственный дом. Однако, когда он почти был готов,
сгорел дотла. Пожарные дали заключение: действие третьих лиц, т.е. поджог.
Милиция отмахнулась: никакой борьбы за собственность, просто воры заметали
следы. Но у Героевых опустились руки - строиться сызнова было уже не под
силу.
- Да, сгорели, - говорит молоденький милиционер, - но не
они одни. В прошлом году только на Советской улице зафиксировано шесть
умышленных поджогов. Никто из пострадавших не подал ни единой жалобы на
угрозы. Нет угроз - нет состава...
Мир не без добрых людей. Соседи
помогли погорельцам кто чем мог. Один из соседей впустил их в свой дом.
Разрешил жить. Впрочем, мытарства Героевых на этом не кончились. К
несчастью, временное пристанище стоит между пансионатом, церковью и
монастырем: Монахи Точнее, монашки. Их
не так много. Днем можно встретить одну или двух из 20 постоянных
жительниц этой обители. Территория у монастыря огромная - два футбольных
поля. Строений масса.
- Мы в монастыре печем отменный хлеб, -
говорит сестра, которая до моего прихода в задумчивости бродила недалеко
от ворот монастыря, - хотите, угощу?
Симпатичная монашка, на вид
не больше тридцати лет. Из-под черного монашеского платка смотрит пара
черненьких угольков глаз. Однако в ней что-то не так. Монашка, она
смиренная должна быть, а у этой в каждом движении чувствуется абсолютно
мирская активность. В глазах - ритм, который значительно обгоняет
благочестивые речи.
- За три года нам удалось многое сделать, -
рассказывает она, - восстановили деревянную церковь. Отреставрировали
трапезную и кельи.
Еще недавно вся монастырская территория
принадлежала пансионату ветеранов войны. Основной контингент - неходячие
инвалиды. Потом к бывшим воинам добавились простые пенсионеры. В общем,
учреждение в одночасье превратилось в обычный дом престарелых. Он
действует и сейчас. Только старикам пришлось потесниться: территория
пансионата сократилась раз в десять. Где его нынешние границы - понять
невозможно. Сплошь буераки. На всех стариков остался один корпус и
совершенно безобразный ландшафт. Местным властям до ветеранов нет дела.
Здесь даже шутят: у главы администрации сил хватило, чтобы построить около
корпуса на пруду лодочную станцию. Для кого сей аттракцион - непонятно.
Постояльцы-то по большей части люди неподвижные. Ходят слухи, что прикроют
скоро дом престарелых. И будет здесь гостиница для лыжников, а в пруд
зальют горячую воду из котельной, чтобы зимою на лодках плавать.
У монастыря же собственный солидный забор, ворота. За ним трава
пострижена, дорожки проложены, разбита пара небольших цветников.
Неожиданно послушница спрашивает:
- На каком расстоянии
от газопровода повышенного давления положено строить забор?
По
правде сказать, об этом никогда не задумывался. Монашка
продолжила:
- В старину у монастыря земель было гораздо больше.
Если все вернуть, то пансионат и некоторые частные владения отойдут к нам.
Нам сказали в администрации: ставьте забор по газовой трубе, не дальше. Но
пожарные не дают. Говорят, что между забором и трубой должно быть семь
метров:
- Но ведь если вы забор передвинете, перекроется въезд в
дом престарелых и вход к Героевым?!
- Тогда придется газ
перекрывать, - закончила смиренным голоском монашка и поспешила к себе в
келью.
Между тем монастырь восстанавливался и существует благодаря
помощи местных жителей. Кто денег монашкам дал, кто своим трудом помогал.
Думали, вернется в Деденево церковь - вместе с ней придет спокойствие,
порядок и мир. Церковь Сейчас в
Деденеве самое активное "официальное" лицо - весьма пожилая женщина. Тем
не менее отказать даме в здравом рассудке невозможно. Несколько лет назад
она являлась церковной старостой. Женщина до сих пор отличается
целеустремленностью и завидной энергией.
Впрочем, сейчас она в
церковь не ходит. Прежний священник ее отлучил. Сама Мария Петровна
утверждает, что уличила священнослужителя в воровстве.
Тем не
менее того попа заменили, но и заслуженная староста теперь занимается
проблемами веры у себя на дому. Кстати, от этого влияние Марии Петровны на
жителей поселка не ослабевает.
Женщина начала разговор первой.
- Монастырь по уставу не отпевает и не венчает. Поэтому поселку
нужна была нормальная церковь, куда бы могли ходить миряне со своими
проблемами. А у нас что? Справа дом для престарелых, слева частные дома, а
между ними монастырь. Для церковного участка достойного места не осталось.
Наш храм стоит в окружении заборов и буераков. Надо что-то делать.
- Но ведь вокруг живут люди. Они свои дома построили,
сады-огороды посадили. Что же, их теперь выбросить из поселка за
ненадобностью?
- Я много раз говорила главе поселковой
администрации Светлане Тягачевой - кладбище здесь повсюду: и под домом
престарелых, и под частными домами. Мне слышатся голоса. Да и не мне
одной. Это покойники вопиют из могил. Не могут души успокоиться, пока на
костях люди живут. В общем, она меня полностью понимает. Я у нее и
советник по истории поселка, и инструктор по религиозным вопросам. Просто
правая рука.
Однажды утром приехала за Марьей Петровной машина из
поселковой администрации. Поехали в церковь. Тягачева говорит: показывай,
Марья Петровна, где похоронен первый священник храма? Она осмотрелась.
Похоронен-то священник был задолго до рождения самой Марии Петровны. Знает
только со слов матери. Вроде тут. В общем, ткнула пальцем как раз на забор
местного жителя поселка. И дело закипело. Рабочие достали ломы и начали
рушить неугодную загородку: Так делается в Деденеве история.
Власть Любопытно, что забор, который первым пострадал
от разрастающихся аппетитов церковных активистов, принадлежал
погорельцам.
- Я говорю Тягачевой, помогите материально, -
рассказывает Героева, - мы восстановим свой дом и уедем из этого. А она:
не я его поджигала и денег не дам. То есть просто выметайтесь на улицу.
Нам Тягачева сказала, что этот дом нужно отдать отцу Валерию. Дескать,
ютится бедняга на квартире. А у самого, между прочим, квартира в Дмитрове.
Десять минут езды на машине.
Галина рассказала, что уже не первый
раз власти пытаются выставить их из нового жилища. "Однажды нагнали сюда
людей, те всю ночь крестным ходом ходили вокруг: психологическая атака
была. Утром смотрим в окно - могилы в саду. Испугались. Днем люди пришли,
убрали кресты. На следующее утро опять крест воткнули, но уже в другом
месте. Не знаешь, что увидишь на следующий день. Как-то раз монашки у нас
во дворе хотели водрузить крест. Сказали, памятник будет каким-то господам
Головиным. Самое интересное, что в поселке имеются документы, в которых
четко зафиксировано, что кладбища именно на нашем участке никогда не было.
Последний инцидент подробно описан правоохранительными органами.
Из милицейского протокола:
":числа: года в сопровождении главы
администрации пос. Деденево рабочие демонтировали забор и начали пилить на
участке деревья, в том числе и плодовые...".
Утром к дому, где
живет Героева с семьей, подкатила на машинах группа строителей. Одни сразу
стали ломать забор, другие - пилить деревья. А за ними пришли монашки с
огромным деревянным крестом.
- Что вы делаете? - выскочила из
дома с криком Героева. В этот момент она увидела, что прямо к ней бежит
сама глава администрации Деденева Светлана Тягачева.
- А ну, марш
в домик. Это не ваше дело. Будем на этом месте ставить памятник князю
Головину.
Героева помчалась к владельцу дома и участка. Дом
все-таки частный. Примчался хозяин. Но его просто прогнали. Дескать, дом и
земля под ним - не ваши. Понятно, что копии документов землеотвода и
собственности на строения обязательно должны находиться в поссовете,
однако в этот раз их потеряли. На время.
- Тягачева сказала прямо:
мол, он - изгой, всех пришлых теперь выселят из поселка, - рассказывает
Героева.
- А как же собственность?
- Ни компенсаций, ни
альтернатив - выметайтесь. Здесь будет новая дорога в храм и
монастырь.
К сожалению, встретиться с г-жой Тягачевой лично не
удалось. Она в отъезде. Однако заместитель главы администрации поселка
Деденево Анна Мельник уверенно объяснила происходящее: "Мы хотим поставить
памятные знаки на видном месте, но оказалось, что эта земля частная.
Такого не должно быть когда историческая ценность в частных руках. То есть
на частных землях похоронен основатель храма и монастыря".
Мол,
документы на землю выданы хозяину прежними руководителями в начале 90-х.
Тогда такие бумаги выдавались кому попало и как попало. В результате этот
человек получил землю там, где не положено.
- Но ведь и монастыря
тогда еще не было?
- Все равно он не прав.
Почему? Потому
что...
По такому принципу ого-го каких дел наворотить можно!
Поэтому и придуманы закон и суд. Которые одинаковы и для живых, и для
мертвых.
Жители поселка разделились на два лагеря Одни - за
церковь и местных, другие - за церковь и против приезжих.
Мешают
жить голоса покойников только людям блаженным. Нормальным людям мешают
жить вполне реальные живые люди.
"Московский Комсомолец" от 09.06.2004
Александр ЮРОВ, Дмитровский р-н.