<- Предыдущий ^ Содержание ^ Следующий ->

Концепция информатизации Дмитровского района.
РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ
4.1. Структура информационных ресурсов Дмитровского района

Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.

Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории района могут являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

В зависимости от формы собственности информационные ресурсы делятся на государственные, муниципальные и частные. Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежности к данным видам на территории района нет. Исключение составляют государственные ресурсы, формируемые в соответствии со сферами ведения.

К государственным информационным ресурсам относятся:

Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов.

Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, образуют систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов.

Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, который включает:

При создании единого информационного пространства необходимо придерживаться государственных статистических стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций.

В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях -держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:

Анализ особенностей территории как объекта управления свидетельствует о том, что территория представляет собой сложную систему, объединяющую в единое целое разнородные объекты (элементы) и процессы (производственные, социальные, экономические, духовные и т.д.).

Основой для управления указанными элементами и процессами территории является соответствующая информация об их состоянии.

Эффективность управления в значительной мере определяется качеством исходной информации: достоверностью, полнотой, однозначностью, оперативностью получения и т. д.

Принятие решений соответствующими подразделениями и службами органов управления территорией осуществляется на основании анализа социально-экономических показателей, характеризующих прошлое, текущее или ожидаемое состояние той или иной сферы жизни и деятельности населения.

Показатели, используемые в различных подразделениях и службах органов управления, различны, ибо различны и сферы и цели управления этих подразделений и служб. Однако в основе определения указанных показателей в конечном счете, лежат вполне определенные базовые характеристики территории, представляющие собой первичный информационный ресурс территории.

При разработке системы информационного обеспечения процесса управления территорией возникает следующая проблема:

Эти два требования в современных условиях формирования рыночной экономики далеко не всегда совпадают. По вполне понятным причинам более устойчивой в содержательном и временном аспектах является совокупность функциональных задач управления территорией, которая и должна быть положена в основу построения системы информационного обеспечения управления территорией.

Проблема управления социально-экономическим развитием территории состоит из двух основных относительно самостоятельных, но взаимосвязанных проблем:

В основе решения задач перспективного планирования развитием территории лежит обобщенная информация об объектах и процессах, интегрированная на достаточно длительном временном интервале планирования (один год и более). Источниками этой информации в основном являются различного уровня функциональные подразделения Администрации и федеральные службы. Анализ и обработка информации проводится информационно - аналитическими подразделениями и органами государственной статистики. Однако состав и структура социально-экономических показателей для управления муниципальным образованием еще окончательно не определены.

Разработка перечня показателей социально-экономического положения и развития муниципального образования достаточно сложная задача, требующая участия экономистов, специалистов функциональных подразделений администраций муниципальных образований, а также первых лиц органов местного самоуправления.

Задачи оперативного управления базируются в основном на текущей информации о состоянии объектов и процессов, источником которой являются функционально-ориентированные системы сбора и обработки информации, т.е. информационные системы ведомственного, отраслевого характера. Однако сбор и обработка такой информации затруднена в силу ведомственной разобщенности органов управления, находящихся и осуществляющих свою деятельность на территории района (города).

Общей основой информационного обеспечения задач управления муниципальным образованием, как было сказано выше, являются первичные информационные ресурсы территории, характеризующие территорию как объект управления со всеми ее природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. Информационное обеспечение органов муниципального управления формируется на основе создания системы мониторинга и анализа социально-экономических процессов в районе (городе).

4.2. Система реестров, регистров и кадастров.

Территориальная информационная система Дмитровского района (ТИС-Д) представляет интегрированный комплекс, включающий:

Таким образом, в состав ТИС-Д должны входить территориальные (муниципальные) модули областных интегрированных систем:

Основу первой очереди ТИС-М составляет информационно-функциональное ядро системы. Это ядро включает основные создаваемые интегрированные информационно-аналитические системы:

Информационную основу первоочередных интегрированных функциональных комплексов составляют первичные данные учета объектов (земли и недвижимости) и субъектов (физических и юридических лиц).

Система объектно-ориентированных БД о вышеназванных объектах и субъектах является основой создания аналитической информации, системы показателей финансовой и экономической деятельности на территории.

Единая система проблемно-ориентированных БД администрации муниципального образования описывается единой семантической моделью данной предметной области и строиться на основе создания единых информационно-лингвистических средств.

Источниками и потребителями информационных ресурсов информационно-аналитического центра администрации муниципального образования являются органы территориального управления (федеральные, областные, муниципальные).

ТИС-Д представляет собой постоянно изменяющуюся во времени совокупность локальных информационно-вычислительных систем различного функционального и технологического назначения. Создание ТИС-Д представляет собой сложный эволюционный процесс, постоянно связанный с созданием, развитием и интеграцией в одном информационном пространстве различных систем и/или их подсистем. Вследствие этого особую важность приобретают заложенные в его основу базовые принципы конструирования ТИС-Д.

Ниже сформулированы наиболее важные из них, определяющие требования к методологии ее конструирования.

  1. Требования общесистемности - ТИС-Д является базовым звеном Территориальной информационной системой Московской области (ТИС МО) и должен создаваться на основе требований эскизного проекта ТИС МО.
  2. Требования типовости - ТИС-Д должна создаваться не только с учетом особенностей территории, но и с учетом требований других муниципальных образований области (типа город, район), ориентируясь на «типовой прототип» системы управления муниципальным образованием.
  3. Требования модульности - ТИС-Д должна создаваться по модульному принципу: система должна строиться на основе функциональных и системных блоков, а каждый блок - состоять из модулей, на которые оформляются НТД, и проводится сертификация.
    Модулем ТИС-Д является информационная вычислительная система (ИВС) или иная компонента ТИС-Д, рассматриваемая как единое целое и описываемая комплектом нормативно-технической документации (НТД).

  4. Нормативно-технический модуль ТИС-Д включает НТД следующих компонент:
  5. Требования к архитектуре ТИС-М - структура ТИС-М должна состоять из двух основных частей: функциональной и системной.
    Функциональная составляющая должна включать Системная составляющая включает:
  6. Требования к технологии обработки данных - в ТИС-М должен быть реализован принцип необходимого сочетания распределенной обработки данных и преимуществ централизованной обработки управления системой, обеспечивающей способность системы адаптироваться к потребностям всех участников.
  7. Требования функциональной модульности - создание типовых функциональных модулей, определяемых целями социально-экономического развития территории.
  8. Требования корпоративности- учет интересов максимально возможной корпоративной группы пользователей в использовании информации, взаимодействия функциональных модулей и необходимость информационного взаимодействия всех модулей и информационных средств самих пользователей.
  9. Требования открытости - способность всех функциональных модулей взаимодействовать друг с другом и с внешней средой, возможность подключения новых модулей.
  10. Требования защищенности информации - система должна обеспечить требования защиты от несанкционированного доступа (НСД) и другой защиты служебной информации.
  11. Требования этапности развития - выделение первоочередного функционально-информационного ядра системы - ядра «модулей» и возможность предшествующего наращивания системы.
  12. Требования автономности - информационные системы в составе ТИС-М должны обладать возможностью независимого функционирования и развития.
  13. Требования к реализации общесистемных требований - создание и применение типовых профилей информационных технологий и типовых функциональных и технологических решений.
  14. Требования к документированию - создание комплекса регламентирующих нормативно-распорядительных и нормативно-технических документов, которые определяют встроенность модулей системы ТИС-М в общую архитектуру ТИС МО и возможность их тиражирования.
  15. Требования к модели жизненного цикла ТИС-М - система ТИС-М строится как развивающаяся система на основе заданного уровня информатизации опорной зоны и должна обеспечивать непрерывное движение развития по циклу:

Построение многофункциональной интегрированной системы муниципальных информационных ресурсов и их использование для целей управления на муниципальном и областном уровнях должно быть основано на следующих положениях.

  1. Система информационных ресурсов ТИС-М должна обеспечивать возможность выполнения функций органов местного самоуправления и представление необходимой информации органам управления Московской области.
  2. Система информационных ресурсов ТИС-М является составной частью единого информационного пространства ТИС МО и должна строиться как территориально-распределенная система, содержащая информацию, интегрированную по предметным областям и по функциональным направлениям использования на основе общих методологических, технологических и организационных принципов, согласованных информационно-лингвистических и программно-технических средств обеспечения совместимости и взаимодействия информационных ресурсов.
  3. Совокупность необходимых для целей управления сведений об объектах и субъектах социально-экономических и юридических отношений формируется в виде систем объектно-ориентированных баз первичных данных на муниципальном уровне в местах возникновения информации и используется как информационные ресурсы коллективного пользования органами муниципального и областного управления Московской области.
  4. Структурной основой системы муниципальных информационных ресурсов должна являться система муниципальных регистров и кадастров, содержащих учетные данные основных муниципальных объектов и субъектов и являющихся важнейшими информационным ресурсами общего пользования.
  5. Аналитическая и иная обобщенная информация, необходимая для решения функциональных задач управления, формируется на основе обработки первичных информационных ресурсов. Для органов управления всех уровней должна быть обеспечена возможность получения любой необходимой информации через систему аналитических центров, создаваемых при муниципальных администрациях, а также в рамках функциональных комплексов и в отдельных ведомствах.
  6. В состав информационных ресурсов ТИС-М должны входить базы данных, содержащие информацию первичного учета деятельности хозяйствующих субъектов (бюджетно-финансовые и экономические показатели состояния и развития предприятий), необходимую для формирования интегрированной финансовой системы анализа муниципального бюджета, а также для анализа, оценки экономического состояния и прогнозирования развития основных сфер хозяйственной деятельности.
  7. Для повышения эффективности использования муниципальных информационных ресурсов необходимо создание организационного обеспечения, позволяющего осуществлять целенаправленное управление их созданием, обработкой и доставкой потребителю.

Реализация указанных положений обеспечивается при использовании объектно-ориентированного подхода к построению системы муниципальных информационных ресурсов ТИС-Д. Концептуальная схема предлагаемого подхода представлена на рис. 3.

4.3. Модель информационного обмена на основе трех предметных областей.

Первостепенное значение в системе муниципальных информационных ресурсов, имеют первичные данные учета земли, недвижимости, юридических и физических лицах. Регистрационные и некоторые другие необходимые муниципальной администрации характеристики этих объектов и субъектов должны собираться и храниться в системе муниципальных регистров и кадастров в следующем составе:

Основной целью создания муниципальных регистров юридических и физических лиц и кадастра недвижимости является обеспечение органов муниципального управления достоверной первичной информацией об основных объектах и субъектах, находящихся на территории муниципального образования.

Указанные кадастры и регистры являются важнейшими базовыми структурными элементами (информационным ядром) системы информационных ресурсов ТИС-М, основой для построения и объединения других объектно-ориентированных баз данных, содержащих разнообразную многоаспектную информацию об объектах и субъектах. Эти базовые информационные ресурсы должны создаваться на единой методологической и информационно-лингвистической основе, быть инвариантны к организационной структуре управления, и использоваться как информационные ресурсы коллективного пользования.

Схема формирования и использования первичных базовых информационных ресурсов изображена на рис. 4.

Схема формирования и использования первичных базовых информационных 
ресурсов

4.3.1. Реестр физических лиц.

Муниципальный регистр физических лиц Дмитровского района - информационная система, осуществляющая учет регламентированных сведений о физических лицах, проживающих или временно пребывающих на территории Дмитровского района, и обеспечивающая накопление, актуализацию, хранение и предоставление основным потребителям основных регистрационных данных о физических лицах.

Создание и ведение регистра физических лиц может осуществляться как Администрацией района, так и Дмитровским УВД. Но ввиду инертности органов внутренних дел в отношении проведения данной работы, а также не желания в дальнейшем осуществлять информационное обслуживание других организаций (органов местного самоуправления, органов соцзащиты, налоговой инспекции и т.д.), целесообразно держателем реестра физических лиц сделать именно Администрацию района. Правда, при этом возникает целый ряд правовых вопросов, связанных с передачей персональной информации из органов внутренних дел информационной службе Администрации, и соответственно требующих предварительного решения.

Схема формирования регистра физических лиц приведена на рис .5.
Схема формирования регистра физических лиц

Формирование регистра физических лиц Дмитровского района должно осуществляться в соответствии с основными принципами построения Государственного регистра населения Российской Федерации, создаваемого в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.04.99 № 583-р.

4.3.2. Реестр юридических лиц.

Муниципальный регистр юридических лиц формируется на основе интеграции основных регистрационных данных реестра юридических лиц, формируемого районным (городским) представительством Регистрационной палаты Московской области; Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО) органов статистики; базы данных о налогоплательщиках - юридических лицах налоговой инспекции.

Схема формирования муниципального регистра юридических лиц приведена на рис. 6. Схема формирования муниципального регистра юридических лиц

При создании регистра юридических лиц используются также данные регистров физических и юридических лиц при формировании данных об учредителях.

Технология сопряжения территориально-распределенных баз данных, формирующих регистр юридических лиц, к тому же принадлежащих разным владельцам, может быть реализована двумя способами:

  1. Создание на сервере администрации муниципального образования БД, которая формируется путем копирования в нее части данных из вышеперечисленных источников.
  2. Создание регистра юридических лиц как территориально-распределенной БД с использованием прямого терминального обращения к соответствующим источникам получения необходимой информации.

4.3.3. Регистры объектов недвижимости.

Муниципальный кадастр недвижимости представляет собой интегрированную информационную систему учета земельных участков и прочно связанного с ними недвижимого имущества в границах муниципального образования, а также сведений о правах на объекты недвижимости.

Комплексный муниципальный кадастр недвижимости интегрирует определенную часть информации, содержащейся в земельном кадастре, в кадастре зданий и сооружений, а также в регистре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая необходима для решения задач органов муниципального управления.

При формировании и ведении кадастра недвижимости используются также данные регистров юридических и физических лиц, содержащих регистрационные данные о правообладателях.

Схема формирования муниципального кадастра недвижимости приведена на рис. 7.Схема формирования муниципального кадастра 
недвижимости

4.3.4. Другие первичные информационные ресурсы.

Наряду с регистрами юридических и физических лиц и кадастром недвижимости в состав информационных ресурсов ТИС-Д входят базы данных, содержащие более разнообразную информацию об объектах и субъектах, находящихся на территории муниципального образования. Эти базы создаются в автоматизированных системах различных ведомственных и муниципальных органов управления и в целом являются функциональными информационными ресурсами.

Базы данных, создаваемые в органах управления, содержат как первичную информацию (о населении, юридических лицах, объектах недвижимости, природных ресурсах, нормативно-правовых актах . и показателях социально-экономического развития хозяйствующих субъектов), так и агрегированную (производную) информацию, которая формируется в результате обобщения или иной обработки первичной информации и включает данные статистики и мониторинга социально-экономических и других процессов, а также прогнозные данные.

Важнейшим требованием при создании ТИС-Д является интеграция в первую очередь первичных информационных ресурсов, формирование максимально широкого и взаимоувязанного набора первичных данных о субъектах, объектах и процессах в социально-экономических и производственных системах муниципального образования, что даст возможность получить агрегированные, аналитические и прогнозные данные, требующиеся органам управления для оперативного мониторинга социально-экономического развития муниципального образования и принятия необходимых управленческих решений.

Первичные информационные ресурсы ТИС-Д собираются и хранятся в объектно-ориентированных базах данных автоматизированных систем и АРМов органов муниципального управления (БТИ, ЗАГС, Управления жилищно-коммунального хозяйства, администраций сельских административных округов (САО) и др.), территориальных подразделений органов управления Московской области (Комитета по управлению имуществом. Комитета по экономике. Комитета по соцзащите и др.), и органов управления, подчиненных федеральным ведомствам (Мособлкомзем, Мособлкомстат, ГУВД и др.).

С целью обеспечения совместимости и взаимодействия базовых и функциональных первичных информационных ресурсов, базы данных, содержащие информацию об объектах, относящихся к одной предметной области, должны быть технологически объединены в объектно-ориентированные системы баз данных (СБД).

4.3.5. Описание модели информационного взаимодействия между субъектами.

Приоритетными для органов управления Дмитровского района системами баз данных являются: СБД о населении (физических лицах), СБД о предприятиях (юридических лицах), СБД о земельных ресурсах, СБД об объектах недвижимости, которые обеспечивают важнейшие информационные потребности органов власти и управления.

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при формироваии интегрированной системы муниципальных информационных ресурсов является задача реализации эффективного взаимодействия информационных систем.

Решение этой задачи позволит обеспечить информационную поддержку работы областной и муниципальной администраций, информационно-аналитических межотраслевых функциональных комплексов, а также повысить полноту и достоверность информации в создаваемых информационных системах.

Реализация положений настоящей концепции позволяет создать в Дмитровском районе интегрированную систему базовых кадастров и регистров на основе технологии единого поля данных (ИПД-технология) и организовать информационный обмен в соответствии со схемой, приведенной на рис. 8. Структурная схема информационного обмена органов управления 
Дмитровского района с размещенными на сервере Администрации базовыми 
первичными информационными ресурсами
Как следует из рисунка, практически каждый из указанных органов управления будет поставлять определенную информацию об объектах или субъектах своей предметной области (о населении, предприятиях, земельных участках, зданиях, правах на объекты недвижимости) в «центр» ТИС-Д Дмитровского района, а также получать необходимую этому органу управления первичную информацию.

4.3.6. Обеспечение совместимости первичных информационных ресурсов.

Сложность задачи обеспечения информационной совместимости объектноориентированных первичных баз данных заключается в том, что в пределах одной предметной области относительно общими для разных баз данных характеристиками объектов (субъектов) являются их идентификационные признаки, а состав остальных характеристик может значительно отличаться. При этом в различных АИС даже однотипные характеристики имеют различные наименования (например, признак «адрес» может иметь наименования «адрес постоянного местожительства», «местоположение земельного участка», «юридический адрес» и т.д.) и различную форму записи конкретных значений признаков.

Для обеспечения информационной совместимости первичных объектно-ориентированных информационных ресурсов ТИС-Д необходимо формирование системы информационно-лингвистических средств в рамках единой семантической модели. .

В состав общесистемных информационно-лингвистических средств должны войти:

Для организации процессов разработки, регистрации, ведения и распространения общесистемных информационно-лингвистических средств должна быть создана специальная служба ведения общесистемных информационно-лингвистических средств. Создание такой службы целесообразно в рамках муниципального технологического центра при местной администрации, что является объективно обусловленным, так как общесистемные классификаторы (словари, справочники) являются той межведомственной информацией, которая необходима практически всем муниципальным организациям независимо от их ведомственной или отраслевой принадлежности.

Одной их важных технологических возможностей, которая должна быть реализована при создании системы информационных ресурсов для органов муниципального управления, является территориально-пространственная интеграция ее базовых информационных ресурсов, т.е. объединение всех имеющихся данных об объекте в административно-территориальном разрезе в единый информационный комплекс (при выделении любой административной единицы или произвольного участка территории).

Осуществить объединение данных в административно-территориальном разрезе позволяет наличие территориальной, в т.ч. адресной привязки объекта, которая должна являться одним из обязательных элементов в его информационном описании.

Необходимо согласование адресов объектов в различных информационных системах. Эта задача должна решаться путем создания системы обязательной регистрации адресов объектов недвижимости (зданий и сооружений) в Адресном реестре.

Адресный реестр должен создаваться в Дмитровском. Распределенная система адресного реестра района должна иметь единую технологию регистрации адресов и единую структуру хранимых данных для всей Московской области.

Регистрацию адресов строений на территории района и ведение районного адресного реестра должны осуществлять службы Адресного реестра, которые следует создать при Администрации района и Дмитровском бюро технической инвентаризации.

Наряду с созданием адресного реестра строений должен быть решен вопрос о стандартизации формата представления адресной информации (составного признака "Адрес") при обмене данными между различными муниципальными АИС.

Обеспечение территориальной привязки информационных объектов дает также использование технологии геоинформационных систем (ТИС), осуществляющих накопление территориально привязанных данных, их системный анализ, интерпретацию в виде картографических изображений средствами машинной графики.

Программно-информационные средства ГИС позволяют интегрировать определенный набор данных о некоторой территории в единый взаимоувязанный комплекс, необходимый для решения конкретной задачи. Поэтому главным условием эффективности практического применения любой ГИС-технологии и ее средств является их системная интеграция в информационно-технологическую среду пользователей, т.е. в среду объектно-ориентированных баз данных и проблемных задач системы управления.

Возможны два варианта организационных решений по созданию геоинформационных систем на муниципальном уровне:

Более целесообразным является создание единой муниципальной ГИС. Муниципальная ГИС (МГИС) должна состоять из базовой ГИС и прикладной ГИС по каждой службе. При этом базовая ГИС выполняет функции администратора и интегратора данных муниципальной системы, генератора прикладных ГИС.

Одной из наиболее важных задач формирования информационного обеспечения ТИС-Д является создание и развитие системы аналитических информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним. Информационно-аналитическая система должна предоставить муниципальной администрации такую информацию, по которой можно с высокой степенью надежности судить о текущем состоянии и перспективах развития социально-экономического потенциала территории. Это практически означает, что любая существенная сфера человеческой деятельности и среды обитания должна отслеживаться и быть под контролем органов управления. Для эффективного обоснования принимаемых решений администрации муниципального образования необходима комплексная аналитическая информация о социально-экономическом развитии района (города), которая позволит администрации осуществлять мониторинг и прогноз развития таких сфер жизнедеятельности территории, как:

В состав данных информационно-аналитической системы муниципальной администрации должны входить:

Все эти данные должны собираться в информационно-аналитическом центре (ИАЦ) муниципальной администрации.

Первоисточником аналитической информации для муниципальной администрации должны стать базовые кадастры и регистры, а также базы первичных данных органов управления ведомственной и муниципальной подчиненности, в первую очередь, таких как органы статистики, налоговые органы, органы соцзащиты и занятости.

Обработка первичной информации базовых кадастров и регистров и иных первичных данных должна осуществляться непосредственно в ИАЦ.

Сводные данные из функциональных АИС должны формироваться в этих АИС и предоставляться муниципальной администрации по запросу или в регламентном режиме.

Реализация описанной концепции организации информационных ресурсов ТИС-М позволит получить хорошо структурированную единую систему первичных и сводных данных об объектах и субъектах и хозяйственных комплексах муниципального образования.

<- Предыдущий ^ Содержание ^ Следующий ->

Обсудить в Форуме


Материалы, размещаемые на сайте "Дмитровского народа" в Интернет по адресу http://dmitrov.narod.ru/, можно читать также в дмитровских ФИДОшных эхах, доступ к которым можно получить дозвонившись до ББС города:


Творчество народа Дмитрова На главную страницу На страницу к/клуба  
Hosted by uCoz