<- Предыдущий ^ Содержание ^ Следующий ->

Концепция информатизации Дмитровского района.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Информатизация не является самоцелью, она обеспечивает эффективную информационную поддержку органам власти и управления для реализации целей развития Дмитревского района.

Для реализации целей социально-экономического развития Дмитревского района, требующих координации, объединения целей, многих управленческих и хозяйствующих субъектов, необходимо усиливать горизонтальные связи при со- хранении целевой направленности действий. Администрация района, поддержи- вая развитие малого бизнеса и рыночных механизмов должна указать всем хозяй- ствующим субъектам целевые ориентиры и правила игры. Для достижения целей развития региона необходимы координированные действия экономических, фи- нансовых, правовых и других органов управления по анализу социально- экономического развития региона, предприятий, по обеспечению эффективного использования ресурсов, по управлению хозяйственными механизмами.

1.1. Правовое обоснование концепции.

Концепция информатизации Дмитревского района разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами Российской Федерации и Московской области:

В соответствии со статьей 15 Закона Московской области «Об информации и информатизации в Московской области» от 12.03.98 № 9/98-03 Территориальная информационная система Московской области представляет собой совокупность автоматизированных информационных систем и сетей исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в Московской области и организаций, объединенных в едином информационном пространстве Московской области. Поэтому построение территориальной информационной системы муниципального образования Дмитровский район определяется первоочередными целями и задачами Администрации Дмитровского района, что определяет ее (системы) функциональную структуру. Основным связующим принципом функциональной структуры являются цели развития региона в целом, что делает ее универсальной и задает первоочередность и этапность развития системы.

1.2. Анализ информационных потоков.

Приоритетным направлением в создании территориальной информационной системы Дмитровского района (далее ТИС-Д) является формирование единой системы информационных ресурсов для органов управления муниципального уровня.

К информационным ресурсам, включаемым в состав ТИС-Д относятся Государственные информационные ресурсы Московской области, информационные ресурсы совместного ведения Московской области и Дмитревского района, информационные ресурсы Дмитревского района, а также ресурсы других хозяйствующих субъектов.

1.2.1. Состояние информатизации.

Существующая система информационного обеспечения различных сфер деятельности не соответствует новым социально-экономическим условиям и требует приоритетного развития и совершенствования.

Состояние государственных и региональных информационных ресурсов характеризуется тенденцией к дезинтеграции.

Не решена проблема доступа к удаленным информационным ресурсам, особенно из сельской местности.

Среди банков данных доминируют числовые базы. Наиболее крупными владельцами числовых баз данных являются районное Управление государственной статистики и Администрация Дмитревского района.

Полнотекстовые базы данных в районе представлены довольно распространенными информационно-правовыми системами "Гарант", "Консультант-Плюс" и другими системами.

Собственные справочные и числовые базы данных имеют практически все органы управления федерального, областного и районного подчинения, а также многие хозяйствующие субъекты.

Существующие базы и банки данных функционируют в различных технологических режимах и не имеют единых классификаторов.

Управление внутренних дел, Госавтоинспекция, налоговая инспекция, жилищно-коммунальные органы, службы социальной защиты, Пенсионный фонд имея, по существу, единую основу информации (сведения о населении) создают свои ведомственные информационные системы обособленно, не взаимодействуя между собой. Информационные услуги сторонним организациям и частным лицам эти службы не предоставляют.

Организационно-технологические трудности препятствуют электронному документообороту. Перевод информационных ресурсов на электронные носители требует принципиально нового подхода как к документированию информации, так и к обеспечению её безопасности.

Развернутые в настоящее время в Дмитровском районе сети не реализуют ряд специфических требований в части обмена конфиденциальной информацией и защиты от несанкционированного доступа и воздействия на системы.

Внедрение средств и систем защиты в существующие сети из-за использования большого числа разнотипных программно-аппаратных средств представляет собой весьма сложную и дорогостоящую научно-техническую задачу.

Ввиду географического положения Дмитрова, он является центральным районом Подмосковья, через который проходят цифровые магистрали. Опережающее развитие магистральной цифровой сети создает предпосылки для ускоренного развития всей телекоммуникационной инфраструктуры Дмитровского района и всего севера Московской области.

Район располагает высококвалифицированными специалистами и творческими коллективами, способными эффективно решать самые разнообразные задачи по информатизации региона.

Координация деятельности по информатизации в масштабе района отсутствует, хотя имеются отдельные примеры скоординированных действий, преимущественно по ведомственному принципу.

Текущее состояние информатизации таково, что в основном решаются задачи компьютеризации рабочих мест и объединения их в локальные информационно-вычислительные сети. С увеличением числа компьютеров растет потребность в едином информационном пространстве и в скоординированной политике в сфере организации информационного взаимодействия. Проблема информатизации все больше становится проблемой организации и управления процессом информатизации.

Отсутствуют организационные принципы и структура регулирования информационного взаимодействия субъектов; системы экспертизы, сертификации и лицензирования информационной деятельности, а также учета и регистрации баз и банков данных.

Нет полной информации о состоянии информатизации субъектов района. Не разработана технология ее сбора и анализа.

Формирование у широких слоев населения информационных потребностей и навыков работы в современной информационной, среде.

Разработка системы и нормативных актов, регламентирующих деятельность физических и юридических лиц в сфере информатизации на территории Дмитровского района.

В настоящее время в органах управления и различных организациях Дмитровского района создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде баз данных и информационных массивов в функциональных автоматизированных системах, которые используются при решении управленческих задач данной организации.

При создании подобных информационных ресурсов преобладает ведомственный функционально-ориентированный подход, когда каждый орган управления для решения своих функциональных задач самостоятельно осуществляет создание и ведение собственных баз данных, в которых содержится информация, порождаемая и ведущаяся в других органах управления.

Такой подход является крайне нерациональным, поскольку информация неоднократно дублируется, что приводит к избыточным затратам на ее накопление, а так же к искажению информации об одном и том же объекте или субъекте учета в виду многократного ввода различными операторами. Информационные потребности Дмитревского района остаются неудовлетворенными, так как необходимые сведения об объектах и субъектах учета находятся в различных организациях, а их интеграция не возможна из-за несовместимости информации, а также ведомственных барьеров.

Кроме того, существующий подход порождает жесткую зависимость структуры информационных ресурсов от организационной структуры органов управления. Это означает, что изменение организационной структуры влечет за собой изменение структуры информационных ресурсов, при этом не исключены случаи разрушения отдельных видов ресурсов, их утраты.

При наличии в организациях Дмитревского-района первичной информации практически обо всех объектах и субъектах требующих учета она передается в вышестоящие организации Московской области и почти ни как не участвует в анализе социально-экономического состояния Дмитревского района, в процессе принятия управленческих решений по дальнейшему развитию региона, не позволяет моделировать проблемные ситуации в целях нахождения оптимальных вариантов их решения.

Отсутствует система двусторонних договоров об информационном обмене между органами государственной власти и Администрацией Дмитревского района.

Не сформулирована практическая целесообразность создания единой системы информационных ресурсов при Администрации Дмитревского района в интересах органов муниципального и территориального управления.

В соответствии с законами РФ и Московской области Администрации принадлежат муниципальные земли и недвижимое имущество, на территории района живут физические лица и хозяйствующие юридические лица, но информация об этих объектах и субъектах Администрации не принадлежит.

Акты регистрации и сбора первичной информации об объектах и субъектах на территории района осуществляют органы областного и федерального или двойного подчинения. Эти ведомственные органы в силу своих "сверхгосударственных" узковедомственных интересов не выполняют свои обязательства перед Администрацией Дмитревского района.

Система первичного сбора информации на территории района ведомственная, а для эффективного управления территорией необходимо иметь объектно-тематическую модель сбора первичной информации.

1.2.2. Субъекты информационного обмена.

Как уже отмечалось выше, максимальный эффект от создания ТИС-Д может быть достигнут только при переходе от ведомственного механизма создания информационных ресурсов, когда информация собирается, анализируется и используется только в интересах одного ведомства, например, налоговой инспекцией или регистрационной палатой, к объектно-тематической модели, когда собираемые и используемые различными организациями сведения не дублируют а дополняют информацию об объекте или субъекте учета, например, сведения об объекте недвижимости одновременно интересуют регистрационную палату, налоговую инспекцию, БТИ, земельный комитет и т.д.

Естественно, реализация объектно-тематической модели потребует огромных организационных усилий направленных на удовлетворение интересов всех участников информационного обмена, но результатом станет многократное удешевление создания, поддержания и использования информационных ресурсов, а главное, достигается абсолютная достоверность информации.

Интеграция интересов органов государственной власти, муниципальных органов управления и других хозяйствующих субъектов с целью эффективного управления, реализации своих полномочий и получения прибыли делит всех субъектов информационного обмена на три класса:

  1. собственники информационных ресурсов - субъект в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
  2. владельцы информационных ресурсов - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных действующим законодательством;
  3. пользователи (потребители) информации - субъект, обращающийся к информационной системе (ресурсу) за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Отношения между этими классами субъектов информационного обмена должны строится на этапе создания информационных ресурсов на договорной ос- нове.

1.2.3. Интеграция информационных ресурсов.

Главная задача местных органов управления - обеспечение жизнедеятельности населения района (города).

Для реализации генеральной цели социально-экономического развития необходимо решить следующие задачи:

Перечень основных функций, возлагаемых на муниципальное образование, представлен на рис. 1, он определяется перечнем вопросов местного значения, определенных законодательством Российской Федерации и перечнем вопросов, которые ему передаются законами и договорами. Функции управления муниципальным образованием включают в себя типовые элементы управленческого цикла: прогнозирование, планирование, оперативное управление.

В свою очередь, анализ проблем территориального управления показывает, что управление территорией сводится к реализации нескольких относительно са- мостоятельных, но взаимосвязанных функций управления:


Рис. 1. Типовые функции Администрации Дмитровского района.

Каждая из перечисленных функций управления, в свою очередь, объединяет в своем составе большое число разнородных по содержанию, сложности, характеру предметной области конкретных функций управления, требующих решения большого числа различных задач управления. На рис. 2 приведена общая укрупненная структура задач управления социально - экономическим развитием территории.

На приведенном рисунке показаны также основные информационные связи между функциями управления и перечислены основные органы управления, участвующие в реализации этих функций.

В силу оставшейся вертикальной структуры отдельных ведомств и недостаточно развитой системы горизонтальных связей возникают определенные трудности при управлении комплексным социально-экономическим развитием района, при разрешении сложных критических проблемных ситуаций.

Решение таких проблемных ситуаций требует комплексного управления сложным распределенным структурированным объектом на территории района (финансы, транспорт, социальная помощь, охрана здоровья населения и т.д.), в котором участвует группа органов управления, различной ведомственной принадлежности. Возникает проблема интеграции этих органов в процессе управления сложным объектом. Это, в свою очередь, определяет выделение данной группы органов управления в функциональный комплекс, имеющий генеральную (общую для всего комплекса) целевую функцию, в отличие от локальных целевых функций локальных систем. В состав функционального комплекса могут входить как региональные и местные органы управления, так и территориальные структуры федеральных органов управления, участвующие или которые могут участвовать в реализации генеральной функции комплекса.

Таким образом, функциональный комплекс представляет собой сложную комплексную систему управления - совокупность локальных систем управления сложным объектом, объединенных единой целевой функцией.

Достижение цели формирования функционального комплекса обеспечивается декомпозицией генеральной целевой функции комплексной системы на составляющие, которые являются локальными целевыми функциями локальных систем. Построенное таким образом дерево целей (целевых функций) должно охватывать весь спектр проблем, решение которых позволит реализовать генеральную целевую функцию интегрированного функционального комплекса. В тоже время, совокупность генеральных целевых функций должна соответствовать набору целей и функций управления муниципальным образованием. В структуре управления районом (городом) можно выделить следующие основные функциональные комплексы:

  1. Социально-экономического развития;
  2. Финансово-кредитный (финансово-бюджетный);
  3. Управления муниципальным имуществом;
  4. Управление использованием природных ресурсов
  5. Строительно-инвестиционный
  6. Образование (дошкольное, основное общее, профессиональное), культура, спорт, дела молодежи;
  7. Здравоохранение и охрана окружающей среды;
  8. У правления жилищно-коммунальным хозяйством;
  9. Дорожно-транспортный и связи;
  10. Охрана общественного порядка;

Состав функциональных комплексов сформирован, исходя из целей управления таким сложным объектом, как территория муниципального образования, и охватывает все основные сферы деятельности местных органов управления согласно их полномочиям, а также из целей развития области и интегрированных информационных систем по основным сферам деятельности региона.

1.3. Основные цели и задачи информатизации района.

Главной целью информатизации является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления направленное на увеличением эффективности управления социально-экономическим развитием Дмитровского района, повышением уровня жизни населения и перспективности общественного производства на основе внедрения современных средств вычислительной техники, телекоммуникаций и информационных технологий.

Информационная отрасль может и должна стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющей долгосрочные перспективы развития района и прилегающих к нему территорий, закрепляющей за г.Дмитровом статус делового, финансового и научного центра Севера Московской области.

Информатизация и создание информационной индустрии является одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала - одного из главных ресурсов Дмитревского района.

Достижение сформулированной цели предусматривается осуществить путем разработки и реализации на основе предлагаемой Концепции Комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства Дмитровского района. Она рассматривается как важнейший механизм интеграции и координации различных программ, подпрограмм и отдельных проектов в сфере информационной индустрии и создания интегрированной информационной среды района, реализуемых за счет различных источников финансирования (федеральных, отраслевых, региональных, корпоративных и т.д.). Генеральным заказчиком указанной программы должна стать Администрация Дмитровского района.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели информатизации Дмитревского района, включают:

  1. Формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий, определение стратегии и тактики развития информационной индустрии Дмитревского района.
  2. Создание и развитие инфраструктуры управления процессами информатизации в Дмитровском районе.
  3. Разработку и реализацию механизмов кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в т.ч. долевого финансирования проектов Комплексной программы.
  4. Разработку с учетом положений данной Концепции концепций и системных проектов корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентированных информационных сред в составе интегрированной информационной среды Дмитровского района, в т.ч. информсред:
  5. Создание условий информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и предметно-проблемных информационных сред в единое информационное пространство, в т.ч.:
  6. Разработку проектов постановлений и иных нормативных актов Дмит- ровского района по вопросам информатизации.
  7. Разработку системно-технических предложений по созданию информационных систем и сетей телекоммуникаций, обоснование и разработка стандартов по информационному взаимодействию между субъектами единого информационного пространства.
  8. Разработку методических и организационно-правовых материалов по обеспечению развития информационной индустрии Дмитревского района.
  9. Организацию проведения экспертизы информационных систем и сетей, баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), а также обеспечение контроля за их созданием и использованием.
  10. Определение основных направлений в области тарифов и налоговой политики относительно информационной индустрии.
  11. Создание инфраструктуры для обеспечения сертификации и получения лицензий на создаваемые программно-технические средства, системы, сети и предоставляемые услуги.
  12. Разработку механизмов научно-технической и технико-экономической экспертиз конкурсных вариантов проектов информатизации и результатов их реализации.
  13. Организацию системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информсреды Дмитревского района, на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и технологий обучения.
  14. Развитие инфраструктуры и проведение собственно НИР и НИОКР в области компьютеризации, цифровых телекоммуникационных, информационных технологий и создания информационных ресурсов.
  15. Развитие международных и межрегиональных связей в рассматриваемой предметной области.

1.4. Требования к созданию единой информационной среды и информационных ресурсов Дмитровского района.

При формировании Комплексной программы и разработке отдельных проектов по созданию интегрированной информационной среды Дмитровского района в составе единого информационного пространства Московской области и России в целом должны быть заложены предпосылки для:

  1. Реализации основных направлений государственной политики в сфере развития телекоммуникационной среды, формирования и объединения информационных ресурсов, обеспечения прав граждан на информацию.
  2. Создания и развития информационной индустрии в интересах района и Московской области в качестве важнейшего направления увеличения занятости населения.
  3. Интеграции информационной среды Дмитровского района в единое информационное пространство Московской области, России и мирового сообщества.
  4. Демонополизации информационных служб и структур, распоряжающихся информационными ресурсами.
  5. Использования рыночных принципов управления информатизацией в сочетании с государственным регулированием.
  6. Создания условий для развития предпринимательства в сфере информационной индустрии.
  7. Максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала Дмитровского района, применительно к каждой конкретной предметной сфере и к направлению информатизации.
  8. Создания и развития информационной инфраструктуры, способствующей расширению возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
  9. Формирования рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения.
  10. Обеспечения условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы.
  11. Создания и совершенствования системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации, направленных на увеличение производительности труда, улучшения качества и повышения конкурентной способности продукции.
  12. Формирования нормативно-правовой базы информационной индустрии.
  13. Организации конфиденциальной связи и обеспечение защищенного информационного взаимодействия между структурами кредитно-финансовой системы, фондового рынка, научных учреждений, промышленных предприятий.
  14. Формирования у граждан Дмитревского района высокой информационной культуры с осознанием экономической целесообразности информационных услуг.
  15. Повышения деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой нормативно-правовой и политической информацией, а также информационными фондами сфер науки, образования, культуры и т.д.

Организационно-технические и технологические основы интегрированной информационной среды Дмитревского района должны строиться с учетом сле- дующих требований, которые включают необходимость:

  1. Обеспечения вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых региональных, корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред.
  2. Соблюдения единства организационных, технических и технологических принципов построения информационных сетей района.
  3. Строгого соблюдения международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем.
  4. Обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах.
  5. Создания вычислительных ресурсов (компьютерных центров) коллективного доступа в составе региональной компьютерной сети.
  6. Развития информационных ресурсов и проблемно-ориентированных систем на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем.
  7. Использования модульного принципа при проектировании центров и узлов хранения и обработки информации, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей.
  8. Использования сертифицированных программно-технических решений и унифицированных компонентов функционирующих систем и сетей.
  9. Мониторинга информатизации, учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.
  10. Развития геоинформационных технологий, создания региональных многоцелевых кадастров и совершенствования на этой базе систем мониторинга и управления.
  11. Формирования регионального банка топографических тематических электронных карт, построения на их основе системы взаимоувязанных автоматизированных предметно-ориентированных кадастров (земельного, водного, лесного и других природных и материальных ресурсов).
  12. Развития механизмов и средств предоставления информационного сервиса конечных пользователей, сертификации и лицензирования информационных услуг.

Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности интегрированной информационной среды является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации.

В качестве основных принципов организации работ по созданию интегрированной территориальной информационной среды Дмитревского района принять:

1.5. Основные направления развития информатизации Дмитровского района.

Информатизация Дмитровского района представляет собой сложный комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей органов власти Дмитровского района при минимизации затрат на создание и использование информационных ресурсов.

Для четкой и слаженной работы всех субъектов участвующих в процессе создания, хранения, поддержания и использования информационных ресурсов не зависимо от формы собственности и ведомственной принадлежности необходимы единые «правила игры» - нормативно-правовые акты на основе законодательных актов Российской Федерации и Московской области, руководящие документы Администрации Дмитровского района и различные договора и соглашения с ведомственными учреждениями, регулирующие отношения по информационному обмену.

Обмен информацией предполагает существование физических каналов связи, обеспечивающих оперативный доступ к необходимым массивам информации, возможность передачи больших объемов данных, качественную защиту от несанкционированного доступа, искажения и уничтожения информации. Решение задачи транспортировки информационных потоков лежит в создании телекоммуникационной среды на основе передовых технологий передачи данных по сетям Интернет/Интранет.

Первостепенной задачей при создании Территориальной информационной системы Дмитровского района, как уже отмечалось ранее, является повышение эффективности управления территорией и социально-экономического развития региона. Следовательно, требуется абсолютная достоверность сведений, хранящаяся в различных информационных системах. Это условие возможно только в случае отсутствия дублирования информации и интеграции информационных потоков всех субъектов процесса информатизации по предметным областям.

На основании изложенного в данном разделе можно выделить три основных направления информатизации Дмитревского района:

  1. Это нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации региона.
  2. Создания единой телекоммуникационной среды.
  3. Интеграция информационных ресурсов, как действующих, так и вновь создаваемых по предметным областям, путем создания единых регистров, реестров и кадастров объектов и субъектов учета.

<- Предыдущий ^ Содержание ^ Следующий ->

Обсудить в Форуме


Материалы, размещаемые на сайте "Дмитровского народа" в Интернет по адресу http://dmitrov.narod.ru/, можно читать также в дмитровских ФИДОшных эхах, доступ к которым можно получить дозвонившись до ББС города:


Творчество народа Дмитрова На главную страницу На страницу к/клуба  
Hosted by uCoz