Конец 2004 года для абонентов МКомм ознаменовался внедрением новой системы учёта трафика.
17.11.2004(Причём, как видно из приведённой цитаты, информация на сайте появилась в середине ноября, за 2 недели до начала перехода. А это есть нарушение Договора, в котором оговорено что информация о любых изменениях должна быть доведена до заинтересованных сторон за месяц до вступления их в действие [ст. Договора])
Внимание! Всем абонентам сети необходимо, в срок до 1 декабря переключиться на новую систему авторизации и учета абонентского трафика!
Первые же недели работы по новому принесли нерадостные известия: "Трафик расходуется быстрее". Сразу же были выдвинуты версии:
Обвинения нового тарификатора в неправильном счёте были гневно отметены
- "Система сертифицирована в Минсвязи и вот вам
сертификат".
При внимательном рассмотрении предоставленого сертификата выясняется что
дата окончания сертификации системы - май 2004года.
(Примечание. Довольно распространённая
практика для контор, разрабатыващих такого рода софт, - устроить распродажу
своих продуктов незадолго до истечения срока сертификации по бросовым
ценам. Тут-то народ и ломанулся за 100 баксов покупать лицензированные
системы. И им хорошо и конторе есть на что сертифицировать новую
версию).
Вот как... Оказывается что система была закуплена весной. До октября
решался (?) вопрос внедрения и настройки купленного. По описанию на
сайте производителя системы видим
что целый комплекс программ и вполне вероятно что именно объёмность
данного решения определило более чем полугодовой срок внедрения.
Сравнение данных детализации с данными на локальной машине показывает что считается всё более-менее правильно (в пределах погрешностей расчётных моделей).
Но, "Мегабайты кончаются быстрее чем раньше...". Этому есть возможные объяснения:
Все данные получены из детализированного отчёта, присланного службой поддержки биллинга. Вы бы видели это... Это нечто... Его форма красноречиво показывает отношение как клиентам так и к собственным работникам. За полгода внедрения системы так и не был создан нормальный отчёт (либо кнопка по созданию **нормального** отчёта глубоко спрятана даже от своих работников). Вместо отчёта в виде элетронной таблицы или в CSV-виде (данные, разделённые запятыми) клиент может наблюдать "простыню" с цифрами, присланную к тому же в нескольких письмах. Складывается ощущение что данные были подготовлены методом "copy&paste" с экранной формы административного интерфейса (одно радует что присылают хотя бы не в виде скриншотов). Порядок "склейки" присланных кусков нигде не указан, приходится просматривать все куски и пытаться вручную составлять единый отчёт годный для анализа. После проведения подготовительных работ оказывается, что полученный файл несёт избыточную, мусорную информацию.
Простой способ сократить объём пересылаемых данных:poisk IP: 10\.100\.74\.2, type: 4 DATE: 2004.12.22-00.00.00 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 614 4 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 60 4 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 614 4 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 60 4 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 614 4
AB> 2 582 747 Детализация для 10_20_74_2.txt(Всё это может быть сделано путём изменения SQL-запроса к базе и формата генерирующего отчёт)
AB> 1 363 745 Детализация для 10_20_74_2.txt.strp
На самом деле гораздо более интересен отчёт сразу в виде Excel-формата. Судя по косвенным данным в используемой биллинговой системе это можно сделать штатными средствами системы. Почему не сделано непонятно.
Хотя, при дальнейшем рассмотрении данной возможности (оговорюсь сразу,
на уровне пользователя) становится понятно что фирма не в курсе что можно
так делать (учите матчасть :)
Попробуем воспользоваться фичей биллинга под гордым названием "Отчёт в
Excel". Результат смотри на картинке справа. Говорят что руководство фирмы
часто посещает зарубежные страны. Судя по скриншоту деловые партнёры
находятся к востоку от Уральского хребта (либо так готовят нас к будущему
:) Не те ли что строят в Морозках
Сафари-парк?
На самом деле ларчик просто открывается, но здесь мы в который раз видим элементарное неуважение к клиенту. Фирма, занимающаяся веб-дизайном за деньги, забывает о HTML-тегах и о том что стилевые таблицы, ею разработанные, не обязаны быть частью программного обеспечения Клиента. Именно эти ошибки и привели к появлению "китайского синдрома" в Excel-отчётах. Казалось бы выполни элементарные требования, известные любому начинающему программисту, - проверь работу перед тем как отдать заказчику. И не было бы таких ляпов.
C введением нового тарификатора Клиенты были обязаны перезаключать Договор с Поставщиком. И тут опять извечная беда МКомм-а - начинается бег по граблям. Причём грабли контора разложила сама для себя. В Договоре указаны контактные адреса для e-mail-а. Например в пункте 13 "ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН" указан адрес billing (dog) mcomm (dot) ru. Попытка добиться ответа на запросы, направленные по этому адресу, вводят службу поддержки биллинга в некий ступор - любой вопрос решается путём посылки по указанному адресу от 3 до 9 писем. Причём есть подозрение что биллинговая служба не сама одумывается, а получает пинок от других адресатов, число которых от письма к письму увеличивается (первое письмо направляется напрямую по указанному в Договоре адресу, далее, в каждое следующее письмо, добавляются адреса других служб. Способ конечно спамерский, но иного способа добиться ответа от обслуги биллинга не нашлось).
Есть подозрение что тормоза в биллинговой службе обусловлены ещё и неудобным вопросом, поставленным в письмах. Из письма 6 января 2005года:
прошу дать ответ о диапазонах IP-адресов учитываемых системой учёта трафика как локальные.Ведь если дать на него ответ, то сразу же возникнет другой вопрос: "Где деньги, Билли?"
Alexander Bondarenko
aka Papa Sasha
  |