Где деньги, Билли?

Конец 2004 года для абонентов МКомм ознаменовался внедрением новой системы учёта трафика.

17.11.2004
Внимание! Всем абонентам сети необходимо, в срок до 1 декабря переключиться на новую систему авторизации и учета абонентского трафика!
(Причём, как видно из приведённой цитаты, информация на сайте появилась в середине ноября, за 2 недели до начала перехода. А это есть нарушение Договора, в котором оговорено что информация о любых изменениях должна быть доведена до заинтересованных сторон за месяц до вступления их в действие [ст. Договора])

Первые же недели работы по новому принесли нерадостные известия: "Трафик расходуется быстрее". Сразу же были выдвинуты версии:

  1. неявное повышение оплаты провайдером
  2. "горбатость" новой системы - "считает чёрти что"

Обвинения нового тарификатора в неправильном счёте были гневно отметены - "Система сертифицирована в Минсвязи и вот вам сертификат".
При внимательном рассмотрении предоставленого сертификата выясняется что дата окончания сертификации системы - май 2004года. (Примечание. Довольно распространённая практика для контор, разрабатыващих такого рода софт, - устроить распродажу своих продуктов незадолго до истечения срока сертификации по бросовым ценам. Тут-то народ и ломанулся за 100 баксов покупать лицензированные системы. И им хорошо и конторе есть на что сертифицировать новую версию).
Вот как... Оказывается что система была закуплена весной. До октября решался (?) вопрос внедрения и настройки купленного. По описанию на сайте производителя системы видим что целый комплекс программ и вполне вероятно что именно объёмность данного решения определило более чем полугодовой срок внедрения.

Сравнение данных детализации с данными на локальной машине показывает что считается всё более-менее правильно (в пределах погрешностей расчётных моделей).

Но, "Мегабайты кончаются быстрее чем раньше...". Этому есть возможные объяснения:

При настройке соединения для выхода в Инет как это написано в Памятке-приложении к Договору и на сайте провайдера имеем следующую картину. Вклюение ppptp для выхода в Инет приводит к автоматическую смену дефолтного гейта на систему где стоит тарификатор. Таким образом все локальные сервисы, принадлежащие провайдеры и размещённые на машинах с адресами, выделенными Мкомму, попадают в зону учёта и учитываются уже как внешний трафик по соответствущим расценкам. К этим сервисам относятся почта локальная и внешняя; www-, irc-, ftp-сервера и иные сервисы поднятые по адресам 213.248.22.*.
Вот и получается что простой приём умолчания о тонкостях настройки даёт возможность получить в оплачиваемый трафик локального трафика величины порядка 10-25% от общего объёма.
Казалось бы мелочь, а на кусок масла на бутерброд уже наваривается.

Все данные получены из детализированного отчёта, присланного службой поддержки биллинга. Вы бы видели это... Это нечто... Его форма красноречиво показывает отношение как клиентам так и к собственным работникам. За полгода внедрения системы так и не был создан нормальный отчёт (либо кнопка по созданию **нормального** отчёта глубоко спрятана даже от своих работников). Вместо отчёта в виде элетронной таблицы или в CSV-виде (данные, разделённые запятыми) клиент может наблюдать "простыню" с цифрами, присланную к тому же в нескольких письмах. Складывается ощущение что данные были подготовлены методом "copy&paste" с экранной формы административного интерфейса (одно радует что присылают хотя бы не в виде скриншотов). Порядок "склейки" присланных кусков нигде не указан, приходится просматривать все куски и пытаться вручную составлять единый отчёт годный для анализа. После проведения подготовительных работ оказывается, что полученный файл несёт избыточную, мусорную информацию.

 poisk IP: 10\.100\.74\.2, type: 4
 DATE: 2004.12.22-00.00.00
 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 	 614 	 4
 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 	 60 	 4
 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 	 614 	 4
 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 	 60 	 4
 213.248.22.8 -> 10.100.74.2 	 614 	 4
Простой способ сократить объём пересылаемых данных: Таким образом получаем стандартный CSV-формат. После выполнения всех указанных манипуляций на присланном мне файле получаем экономию в 47%
AB> 2 582 747 Детализация для 10_20_74_2.txt
AB> 1 363 745 Детализация для 10_20_74_2.txt.strp
(Всё это может быть сделано путём изменения SQL-запроса к базе и формата генерирующего отчёт)

На самом деле гораздо более интересен отчёт сразу в виде Excel-формата. Судя по косвенным данным в используемой биллинговой системе это можно сделать штатными средствами системы. Почему не сделано непонятно.

Хотя, при дальнейшем рассмотрении данной возможности (оговорюсь сразу, на уровне пользователя) становится понятно что фирма не в курсе что можно так делать (учите матчасть :)
Новый язык MComm Попробуем воспользоваться фичей биллинга под гордым названием "Отчёт в Excel". Результат смотри на картинке справа. Говорят что руководство фирмы часто посещает зарубежные страны. Судя по скриншоту деловые партнёры находятся к востоку от Уральского хребта (либо так готовят нас к будущему :) Не те ли что строят в Морозках Сафари-парк?

На самом деле ларчик просто открывается, но здесь мы в который раз видим элементарное неуважение к клиенту. Фирма, занимающаяся веб-дизайном за деньги, забывает о HTML-тегах и о том что стилевые таблицы, ею разработанные, не обязаны быть частью программного обеспечения Клиента. Именно эти ошибки и привели к появлению "китайского синдрома" в Excel-отчётах. Казалось бы выполни элементарные требования, известные любому начинающему программисту, - проверь работу перед тем как отдать заказчику. И не было бы таких ляпов.

C введением нового тарификатора Клиенты были обязаны перезаключать Договор с Поставщиком. И тут опять извечная беда МКомм-а - начинается бег по граблям. Причём грабли контора разложила сама для себя. В Договоре указаны контактные адреса для e-mail-а. Например в пункте 13 "ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН" указан адрес billing (dog) mcomm (dot) ru. Попытка добиться ответа на запросы, направленные по этому адресу, вводят службу поддержки биллинга в некий ступор - любой вопрос решается путём посылки по указанному адресу от 3 до 9 писем. Причём есть подозрение что биллинговая служба не сама одумывается, а получает пинок от других адресатов, число которых от письма к письму увеличивается (первое письмо направляется напрямую по указанному в Договоре адресу, далее, в каждое следующее письмо, добавляются адреса других служб. Способ конечно спамерский, но иного способа добиться ответа от обслуги биллинга не нашлось).

Есть подозрение что тормоза в биллинговой службе обусловлены ещё и неудобным вопросом, поставленным в письмах. Из письма 6 января 2005года:

прошу дать ответ о диапазонах IP-адресов учитываемых системой учёта трафика как локальные.
Ведь если дать на него ответ, то сразу же возникнет другой вопрос: "Где деньги, Билли?"


Примечание. Название нового тарификатора МКомм "Bill-Master"

Alexander Bondarenko
aka Papa Sasha

Обсудить в Форуме.


Творчество народа Дмитрова На главную страницу На страницу к/клуба  
Hosted by uCoz