Гражданское общество online.

BoshНу не работает у меня радио на оконную антенну! Несмотря на известный тезис, одноименная антеннка по городу ловит токмо "Радио России". В чем, несомненно, видятся происки. Чьи происки - еще не осознал. Так сказать, еще не грок. Не исключаю, что второго батальона ГИБДД. И рельеф местности - это лишь повод, безотказное прикрытие для работы каких-нибудь чудовищных шумовых радиоустановок. Шютка.

Радио... Поймал... Мужик из Института общественного мнения говорит о "гражданском обществе". Отношения людей в его модели очень напоминает Сеть. Интересно, насколько это адекватно?
"Информатизация" - слишком технический термин. Он ничего не говорит о контенте, о содержании.
Кто-то хочет работать из дома по широкому каналу. Кто-то действительно хочет получить образование и хорошую работу. Практически все желают расширить сферу своего общения.
Все это по сути есть стремление к Участию. Участие в прибыли, участие в действии, участие в развлечении есть лишь следствие этого базового и общего УЧАСТИЯ. Многообразие ситуаций и стремлений приводит примерно к тем же свойствам общественной жизни Сети, что мы имеем в реальном мире. Разница лишь в формах - статус обладателя "Мерина" проецируется на владельца "четвертого пня" или хозяина шестизначной "аси" и так далее. Таким образом, нельзя говорить о внутренней монолитности или, более того, о несоциальности Сети. Здесь, при (пока?) небольших различиях, пользователь получает свой, отличный от внешнего, социальный статус, который, выступая отдельным фактором, формирует отдельное Гражданское общество сети, некую Social Online Form (SOF).

Гражданское общество - общество реализации его гражданами потребности во взаимодействии. Не просто в действии, а именно во Взаимо-Действии. Технические протоколы Сети, созданные, как известно, именно для взаимодействия, а не для контроля и защиты, создают реальные сложности для вмешательства государства в жизнь SOF. Обсуждение этих сложностей - дна из любимых регулярных тем сетевых обозрений. И пока здесь нет государства, вероятно именно SOF является той почвой, на которой может взрасти Гражданское общество в государстве. В понимании гражданина SOF. Ибо другой сферы применения социологических идей пока не предвидится.

Сама по себе SOF беззащитна и вполне может быть использована разрушительными течениями (порнографическими, аферо-жульническими), поскольку имеет множество точек входа во внешнюю среду и, соответственно, точек приложения сил с внутренней логикой, чуждой идеям Участия.
Так Экслер льет ушаты слез на предмет кризиса в Интернет. Текущий идеал: пик существования любого Инет-проекта должен совпадать с моментом его продажи, так как никакая идея не вернет вложенных денег, если ее не впарить саму как таковую. Экслер сегодня об этом говорит совершенно серьезно. Но мужчинка не о том вещает. Это важно для системы государство/Сеть, но в самой Сети нет никаких встроенных механизмов взаимодействия с государством, понятие рентабельности привнесено частностями. Заголовок OSPF никак не изменится, войдя на интерфейс роутера Северной Кореи, а SCO никак не среагирует, если его будет администрировать моджахед.

Мощнейшим течением, стабилизирующим SOF, представляется Open Source Software (OSS). Только держа в уме идеи Участия в чистом виде возможно работать на повышение защищенности, устойчивости и эффективности SOF. Где критерий эффективности? Медики различают спектр желаний - от жажды крови до творческого порыва. Отметка на этой шкале, соответствующая текущим настроениям социума, на мой взгляд, наиболее полно отражает качественное состояние общественной формы. Чем больше желаний, достойных интеллектуального существа, тем лучше здоровье SOF. Какой-то ответ на этот вопрос, видимо, дает регулярно сводимая статистика запросов того же Яndex.

В реальном мире на уровне мозжечка, подсознательно, власть боится SOF в любом состоянии - выплескиваясь в реальную жизнь, элементы SOF и власть становятся непримиримыми врагами. Этого боится не только коррумпированная страна - этого боятся все без исключения крупные государства. Дозревшие до сознательных действий США неоднократно поручали спецслужбам взять под контроль Сеть, огромные средства потрачены на Интернет-шпиономанию в странах ЕЭС.

Лишь последняя попытка решить проблему с помощью наработок OSS (имеется в виду клон FreeBSD) говорит о том, что после ряда ударов о стекло муха форточку нашла. Посмотрим, что получится. Не исключено, что OSS получит взамен нормальное FreeBSD API анализа пакетов после приема, либо новую идею, как это было с CheckPoint/Linux.

Но разве государство не общественная форма?

В современном виде у этого кита давно отвалились все конечности и отрос хвост. Подчиненное порочной идее о демократии, работавшей только в Древней Греции, да и то с помощью немалого количества рабов, государство вспоминает про общественный договор лишь при очень большом укрупнении. Реально, в жизненных проявлениях, действия государства народом вообще рассматриваются как возмущающая сила - активная, от которой прячут нажитое и отрывают в огороде миномет и пассивная, навроде трения, от которой сходят с ума в бюрократических проволочках. Причем, как известно, последняя не зависит от площади трущихся поверхностей.

Забылось необходимое условие демократического управление - компетентность, которое для современного сложного и узкоспециализированного общества отдано на откуп усредненного социума. Кухарка не только не может управлять государством - ей и на выборах в современном российском варианте нечего делать. Равно как и доктору наук. Компетентная выборность, свобода волеизъявления не имеют никакого отношения к современным формам демократии.

Где же конкретно самое сильное звено SOF, что в реальной жизни смертельно опасно для власти?
Это вертится на языке и это самое главное. Да, конечно, снова УЧАСТИЕ. Участие в управлении государством. Страна заинтересована в оптимальном управлении. Но смею сомневаться, что я, инженер в области оптимального управления, обученный методике, многократно зарекомендовавшей себя на деле, употребляя этот термин, говорю про одно и то же с чиновником, представителем государственной, прежде всего исполнительной, власти.

К сожалению, жизнь оказалась настолько сложной штукой, что человечество, говоря о государстве, имело в виду общественную форму, но в распоряжение обывателю оставило лишь безногое млекопитающее. Структура, вернее жаргонное "структурЫ власти" - живое, постоянно мутирующее существо, интересы которого отнюдь не совпадают с интересами государства как общественной формы, в идеале являющейся полным бесконфликтным продолжением SOF. В этом идеальном случае, вновь принятый общественный стандарт, как то протокол передачи данных и сделанная на его основе форма организации каких-либо данных, имеет статус закона и обязателен к использованию государственными структурами. Повышение эффективности управления должно доказываться как можно более объективно, возможно, полностью математически в процессе создания стандарта.

Клонированные и вновь плодящиеся у нас в городе организации, призванные согласно собственному уставу решать проблемы "информатизации", первым делом бегут во власть, стремясь заручиться ее поддержкой. В современном мире долго живут только коммерчески успешные проекты и один из вариантов - частичное финансирование из городского бюджета. Это в интересах государства как общественной формы. Но в интересах "структур власти" непременно принять долевое участие в проекте и создать возможность использования организации в своих целях. Принципиальное ограничение здесь - невозможность, как правило, равноценного партнерства и Участия. Если цели организации становятся целиком коммерческими, то это никого из партнеров особо и не огорчает. Кроме нас с вами. Интересы SOF остаются удовлетворены лишь частично. Становится ясно, что такая контора в принципе может удовлетворить лишь какую-то часть интересов SOF. Набор подобных контор, видимо, может создать более-менее приемлемую ситуацию и зачастую этот путь представляется единственным.

Но где же та проекция, проходящая через нас, которая позволит, начав с малого, делать общее дело?

Что мешает сохранить вектор интересов людей при создании организации, призванной наполнять идеями SOF создаваемое реальное Гражданское общество? Мне называли несколько причин трудности сохранения чистоты от власти, но преодоление этих трудностей на практике представляется более чем реальным.

Причина первая. Произвол власти в отношении организаций. Необходимость "государственной крыши".
Не обязательно регистрировать коммерческую форму (ООО, АО, ЗАО и т.п.). Государство предоставляет нам другую, более стойкую к местной власти форму - Общественная Организация, регистрируемую в субъекте Федерации.
Причина вторая. Государственная монополия на связь.
Проблема больше из прошлого, чем из настоящего. Существует возможность аренды линий у независимых, во всяком случае от местной власти, операторов. Необходимость иметь дело с государственными организациями, конечно же, не означает единую политику препонов. Где-то возможно даже удачно сыграть на противоречиях внутри власти.
Причина третья. Финансовая.
На начальном этапе проект вполне осуществим силами независимых учредителей. В силу того, что город регулярно получает средства на "информатизацию" и в силу элементарной необходимости отчитаться за потраченные средства, власть будет вынуждена финансировать ряд программ при достаточной силе организации. Есть навскидку ряд моделей обеспечения самоокупаемости безо всяких "$$$ за подключение к домашней сети" контор соглашательского типа.
Причина четвертая. Необходимо сотрудничать с городской властью, потому что другой власти у нас нет.
Никто и не спорит. Власть очень нужна. Но только та, которая заинтересована в создании Гражданского общества, открыта для критики и воспринимает новации без блеска процентных сумм в глазах, исходя из интересов общественности города. Более того, мы первые приложим все усилия для трансформации ее в таковую.
Причина пятая. Собственность. Основные коммуникации наверняка станут собственностью города.
Обходится через детали пункта 1. Вся сеть - общественная собственность, с долевым участием каждого члена сети, в перспективе - каждого жителя города.

С каждым новым витком развития, заинтересованность государства растет, сопротивление власти слабеет. Конечно, существует еще масса дополнительных условий, которые должны удерживать организацию от крайностей. Из того, что лежит на поверхности:

  • исключение дискредитации технологий и организации.
  • открытость для каждого жителя города.
  • компетентность.
  • интенсивный обмен опытом, активность и, конечно, Участие.
  • внутренний "демократический централизм" (модерируемость).

    Что интересно, технических вопросов на начальном этапе практически нет вообще. Больше вопросов, конечно, с принципами сбора и использования информации. Многолетняя эпопея под названием "Дмитровский сайт" нарушает первый же упомянутый выше пункт (дискредитация технологии) и ничего кроме болевых спазмов у нормального человека вызвать не может. Подход типа "давайте сделаем сайт - только че писать-то?" характерен только для соглашательских контор, реальный объем работ огромен и зависит он только от нас - от степени развитости инфраструктуры, от значимости организации, от бескомпромиссности влияния на власть.

    Голословно? Фантастика, не имеющая прецедентов? Неправда, прецеденты есть!

    Не знаю, как в других городах, но как народ в Дмитрове получает ИНН? (Отвлечемся от сути этого идиотского и ведомственного, вопреки убеждениям во всегосударственной значимости, изобретения). Табун народу, скопившийся у дверей еще до открытия инспекции, набрасывается на ошалевшую сотрудницу, собирающей заявления по 10(?) штук у наиболее проворных соискателей. После чего 10 счастливчиков пару часов "курят" в ожидании, пока сотрудницы набьют в машину необходимые данные и выкатят печать на бланк. Остальные 100 человек нервно грудятся возле двери в ожидании следующего сбора.

    Видимо, люди, организовавшие это безобразие, не только не представляют, что такое, прости господи, электронная почта (не обязательно с электронной подписью - можно заводить человека в компьютер и без его участия, а по предъявлению паспорта сверять данные и печатать заранее подготовленный документ на бланк) - они никогда не были в зубном кабинете, где талончики и карты без особых проблем опускаются в дырочку...

    У власти есть безликие программы типа "ставим-в-хотьково-компутер-и-зашибись-лысенький". У нас есть примеры реального сотрудничества SOF и государства.
    Социум - основной ресурс, прямой или косвенный, любой коммерческой формы. Социум поддерживает коммерческие формы, вынужденные нести бремя государственного паразитирования, в то же время коммерческая форма откликается на требования социума как организованной структуры. И это тоже неплохой вариант. Тезис "Клиент всегда прав" ведет в никуда. Это тезис структур унифицированного общества потребления, где структуре в принципе все равно, чего желает клиент - сыграть в ящик или на тромбоне, - лишь бы действия не запрещались законом. SOF, нацеленный на повышение планки гражданского физического и морального здоровья, непременно скажется повышением качества жизни - и не обязательно замахиваться на масштабы страны - вполне по силам решить задачу местного масштаба.

    Опять радио... Новости... Мужик из областной власти этак уверенно говорит, что у нас мало заправок, и будет отведено "достаточное" количество земельных участков под целевое использование. Если "звезды не ездят в метро", то областное правительство, видимо, в область и на машине-то не выезжает. От Водниковского моста до Дмитрова насчитал 10 заправок только по одну сторону шоссе. Можно посчитать потребление двигателей, нацеленных на решение задач особой государственной важности. Заправка 40 л. Среднее расстояние 4 км. Расход 10л/км. "Порш" с двиглом от "Боинга", переделанным под бензин. Может, заправки - это какие-то скрытые очаги экологической чистоты, так сказать, опора для программы экологического равновесия человека и природы? Даже развивать тему неохота. Дополнительные подвижки лишь создают уверенность в том, что заправки, подобные тем, что мы видим при въезде в Дмитров (построенная явно с нарушениями правил: расположение впритирку к ж/д и фактически в водо-охранной зоне, хотя не сомневаюсь в наличии там всех необходимых подписей и документов) будут плодиться и размножаться наподобие имеющихся сиамских продуктовых близнецов. А перспективная программа контроля качества, основанная на органических цветовых добавках в топливо, в очередной раз отложится.

    У меня лежат копии уставных документов организации (к сожалению, не российской), в задачи которой вменяется составление подробных электронных карт местности с указанием индексов собственника, категории использования и т.д. Карта картой, но есть одно обстоятельство - использование рабочих мест, имеющих доступ к этой базе, обязательно для государственных служащих контор типа наших БТИ, природоохранных заведений, земельных комитетов! Прецеденты проведения подобных проектов говорят, что есть наработки в этой области, бывает на свете грамотное и взаимовыгодное взаимодействие с властью. Проект подразумевает дополнение сетевой инфраструктуры региона, что фактически приведет к созданию основы городских сетей нескольких достаточно крупных городов. Сомневаюсь, что при независимом контроле целостности базы кто-либо рискнул бы утверждать, что под очередную заправку отводится неиспользуемая земля и спокойно при этом отводил под вырубку вековой сосняк.

    Нынешняя ситуация мало кого устраивает. Papa извещает, что со стороны власти "чиса мессага пришла", что герб города является ее собственностью, и использование такового на сайте dmitrov.narod.ru недопустимо.
    Я плакаль.

    23.10.2001
    =NucleID=

    В Форум.

    Материалы, размещаемые на сайте "Дмитровского народа" в Интернет по адресу http://dmitrov.narod.ru/, можно читать также в дмитровских ФИДОшных эхах, доступ к которым можно получить дозвонившись до ББС города:


    Творчество народа Дмитрова На главную страницу На страницу к/клуба  
    Hosted by uCoz